- ул. Ивановского, д. 38
- +7(951)533-17-54
- 8 (951) 533-17-54
-
ул. Мечникова, д. 130
центр Ростова - 8 (958) 571-93-21
- 8 (958) 571-93-21
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами.
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно ( ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и для растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагают сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь делать при этом вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки 2 грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки и др. Можно составлять бусы из картонных треугольников, кружочков. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
Податливость песка провоцирует желание создавать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом.
Найдите большую коробку, заполните её на половину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно количество спрятанных игрушек можно увеличить.
Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы ( прямоугольные, круглые, овальные ). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т.е. планировать предстоящее действие.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на месте. Если ребенок ещё мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки, а вы будете наклеивать их на чистый листок, придавая им какую-либо форму.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композицию. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики. Режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Рисование различными материалами (карандашами, фломастерами, мелками, красками) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги).
Для начала хорошо использовать:
Способствует подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Раскрашивание рисунков предполагает 4 вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Виды штриховки:
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косичку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.
© 2009-2024
Психологический центр «Я Расту»
ИП Прокопенко А. Ю.
г.Ростов-на-Дону
ул. Ивановского, д. 38
ул. Мечникова, д. 130
Мы в социальных сетях: