- Октябрьский р-н
- Мечникова130
- 8 (958) 571-93-21
- 8 (958) 571-93-21
- Первомайский р-н
- Рощинский 17
- 8 951 533-17-54
- 8 991 366-92-45
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:
Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».
При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.
Последствия:
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант — развитие слабой жизненной позиции:
2 вариант — развитие деспотической личности:
Рекомендации:
При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает ребенку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Последствия:
При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант — свободный, но безучастный:
2 вариант — личность «без тормозов» и «без запретов»:
Рекомендации:
В ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только.
В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком.Однако, именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. В подростковом возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.
Последствия:
При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:
1 вариант — «домашний деспот»:
2 вариант — зависимая личность:
Рекомендации:
При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.
Основные характеристики этого стиля:
Последствия:
Рекомендации:
Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!
© 2009-2025
Психологический центр «Я Расту»
ИП Прокопенко А. Ю.
г.Ростов-на-Дону
ул. Ивановского, д. 38
ул. Мечникова, д. 130
Мы в социальных сетях: