Профессионалу Tomatis® разрешается использовать Метод Tomatis®
исключительно в его сфере компетентности, то есть, в тех ферах, в которых он
имеет высшее образование и опыт. Профессионал должен иметь повышенную
бдительность и сопровождаться экспертом, который может подтвердить
использование сенсорной стимуляции Tomatis® в следующих случаях (и даже
тогда когда эти случаи не являються причиной для желания использования
Метода) :
— психиатрические случаи
— головокружение
— значительная потеря слуха
— звон в ушах
— кохлеарные имплантаты
— идиопатические заболевания
— люди с опухолями головного мозга
— люди страдающие эпилепсией
Кроме того, он не должен предлaгать Метод Tomatis® для детей в возрасте до 2-х
лет или более 2-х лет, но у которых роднички не закрыты.
В любом случае использование метода Tomatis® не следует рассматривать в
качестве эксклюзивного сопровождения. Метод Томатис не является лечением и
не позволяет поставить диагноз. Применение метода Tomatis® является
исключительной ответственностью профессионала Tomatis® который его
предлагает. Мы также приглашаем профессионалов, прочитать лицензионное
соглашение и кодекс этики.
Доктор Томатис был французским ЛОР-врачом, который первым исследовал область звуковой терапии и слуховой стимуляции. На основании своего исследования Доктор Томатис установил различие между слышанием и слушанием, и подчёркивал взаимосвязь между ухом, мозгом и телом. Слышание, являясь функцией уха, представляет собой пассивное восприятие звука, в то время как слушание, будучи функцией мозга, представляет собой активное участие в том, что мы слышим. Кто-то может хорошо слышать, но тем не менее быть плохим слушателем. Ухо выполняет уникальную и критическую роль в нашей повседневной жизни, и если сенсорная информация, передаваемая ухом, неправильно интерпретируется мозгом, то слушание нарушается. Нарушение слушания может быть результатом трудной беременности или тяжёлых родов, простудных заболеваний или болезней в раннем детстве, несчастных случаев, проживания вблизи громкого шума, эмоциональной травмы и многих других происшествий, нарушающих обработку звука у человека. Когда происходит данное нарушение, мозг приказывает уху работать менее эффективно, что затем приводит к плохому функционированию. Ряд проблем связан с нарушением слушания, такими как ошибочная интерпретация некоторых звуков, произносимых во время разговора, как агрессивных, отсутствие понимания, трудности концентрации, трудности обучения и т.д.
Оборудование «TOMATIS®» модель «TalksUP»
Функциональные и технические характеристики:
Основанное на 50 клинических и научных исследованиях, тысячах отзывов и работе 1200 обученных специалистов со всего мира, устройство предназначено для помощи во многих областях, таких как:
- сенсорная интеграция
- обработка слуховой информации
- концентрация внимания и память
- регуляция моторики, осанка
- экспрессивная и рецептивная речь
- стресс и тревожность
- навыки обучения
- общение
- уверенность и самооценка
- эмоциональный интеллект
Взрослые и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, дислексией, аутизмом, задержкой в развитии, проблемами коммуникации и обучаемости достигли значительного прогресса благодаря применению аппарата. Вместе с тем, многие отмечают прилив энергии, снижение тревожности, улучшение мыслительной деятельности, а также становится легче справляться с повседневными ситуациями. «TalksUP®» это электронное устройство, оснащённое цифровым процессором для модификации звукового сигнала с помощью процесса, называемого Электронным Переключением с Эффектом Томатис®. Переключение работает по принципу перцептивного контраста музыки, что заставляет мозг работать таким образом, что появляется слуховое внимание. Данный процесс помогает человеку вновь задействовать и даже улучшать слуховые стратегии, используемые мозгом, когда слушание не нарушено. Кроме того, наушники Tomatis® дополнительно оснащены костным проведением, это уникальная технология! Костное проведение посылает звуковой сигнал в мозг посредством вибраций за долю секунды до того, как он поступит в ухо через наушники. Благодаря этой системе мозг способен предчувствовать звуковой сигнал и, таким образом, лучше его анализировать. По окончании сессий, мозг способен сам выполнять работу, проводимую до этого с помощью программы.
Сферы применения:
- Проблемы обучаемости и нарушения речи:
Многие дети в возрасте от 4 до 6 лет страдают от различных нарушений обучаемости. Эти нарушения вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социоэкономическими условиями, и не психоаффективным расстройством. Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период.
К таким нарушениям относятся дислексия (нарушение чтения), дизорфография (неспособность соотнести звуки речи с письмом) и диспраксия (неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений). К нарушениям обучаемости также относят дисфазию (нарушение устной речи) и дискалькулия (неспособность к арифметике и счету).
Эффект метода «ТОМАТИС» основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому метод «ТОМАТИС» может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи. Метод «ТОМАТИС» не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.
- Проблемы концентрации внимания
Внимание — это способность человека выбирать важное для него событие или мысль и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию бодрствования или психической активности, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени, даже если эта задача требует минимальных усилий, подразумевает выполнение рутинных или привычных действий (например, проверка написанного или копирование текста). Специфическая направленность внимания — это способность распределять внимание между несколькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания не только очень вредна в когнитивном смысле, но и является источником проблем и даже немалых мучений для ребенка в школьной обстановке.
Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод «ТОМАТИС» также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики «Томатис» основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность восприятия и внимание. Наша задача — помочь мозгу разработать автоматические механизмы распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание.
- Аффективные и эмоциональные расстройства
Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.
Метод «ТОМАТИС» действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка — орган среднего уха — выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод «ТОМАТИС» регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод «ТОМАТИС» также эффективно влияет на регуляцию стресса.
- Коммуникативные расстройства
Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.
Метод «ТОМАТИС» действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка — орган среднего уха — выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод «ТОМАТИС» регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод «ТОМАТИС» также эффективно влияет на регуляцию стресса.
- Проблемы психомоторного развития
Проблемы психомоторного развития — это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов).
Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.
Наше ухо — это не просто орган чувств, который воспринимает звуки. В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции. Функция вестибулярного аппарата — поддерживать равновесие тела. Метод «ТОМАТИС» воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности. Более того, вестибулярный аппарат вместе с некоторыми другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод «ТОМАТИС» эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.
Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела. Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода «ТОМАТИС».
- Первазивное расстройство развития
Общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации.
Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как «зеркальные нейроны». Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания — совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека.
Воздействуя на эти нервные цепочки, метод «ТОМАТИС» может улучшить как способность к коммуникации, так и качество межличностных отношений.
Метод «ТОМАТИС» доказал свою эффективность при лечении аутизма и связанных с ним расстройств поведения (например, синдрома Аспергера). Существуют различные методики помощи людям, страдающим этими расстройствами. В этом отношении метод «Томатис» не является уникальным.
- Личностное развитие и эмоциональное равновесие
Польза тренировок для поддержания тела в хорошей форме общеизвестна, но мало кто понимает, что для эмоционального здоровья тренировки не менее важны. Сенсорные сигналы стимулируют активность мозга, и, как следствие, мы чувствуем прилив энергии или расслабляемся. Поскольку ухо — важнейший канал получения сенсорных сигналов на теле человека, нетрудно понять, почему оно играет такую важную роль. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.
Человеческое ухо выполняют функцию «зарядки коры головного мозга». Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Поэтому звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода «ТОМАТИС» дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.
- Развитие голосовых данных и музыкальности
Одна из первоначальных сфер применения метода «ТОМАТИС» — развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. По сути, поскольку метод «ТОМАТИС» оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов).
Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.
- Естественное овладение иностранными языками.
В процессе развития ребенок учится выборочно воспринимать и распознавать звуки, соответствующие его языковой среде, и в то же время игнорировать звуки, отсутствующие в фонетике языка его повседневного общения. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. Таким образом, язык — это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Эти ритмические и звуковые элементы образуют звуковой фундамент для овладения другими языковыми элементами (например, лексическими, синтаксическими и семантическими).
Метод «ТОМАТИС» предназначен для того, чтобы предоставить всем желающим изучать иностранный язык возможность естественного овладения этими ритмическими и звуковыми элементами путем эффективной адаптации слухового аппарата к незнакомой ему музыке с целью ее анализа и воспроизведения. Для этого необходимо освободиться от диктата привычных ритмических и фонетических моделей родного языка, нередко отрицательно влияющих на освоение нового языка.